До недавнего времени оплата труда педагогических работников осуществлялась в соответствии с разрядами Единой тарифной сетки (ЕТС), уравнивающей всех в невысоких зарплатах. Такая система вынуждала учителей, для того чтобы хоть как-то заработать, брать дополнительную нагрузку – "часы". К сведению Действующее на данный момент законодательство ограничивает возможную нагрузку учителя верхним пределом только при работе по совместительству. Так, в соответствии со ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ для педагогических работников образовательных организаций (далее – ОО) устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее – Приказ № 2075) для определенных категорий работников установлена продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы (например, 36 ч в неделю для педагогов-психологов, социальных педагогов, старших воспитателей дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) и др.) или норма часов педагогической работы за ставку заработной платы (например, 20 ч в неделю – учителям-дефектологам, 36 ч в неделю – воспитателям ДОО и др.). В то же время для некоторых категорий педагогических работников, к которым относятся и учителя общеобразовательных организаций, указанным приказом установлена лишь нормируемая часть педагогической работы, а именно: норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы. Для учителя такая норма составляет 18 ч в неделю. Иными словами, продолжительность рабочего времени учителя включает в себя преподавательскую работу (нормируемая часть), а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками и особенностями режима рабочего времени педагогических работников. Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую деятельность, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов и регулируется графиками и планами работы, в т. ч. личными планами работников. К сведению Рабочее время педагогических работников регламентируется также постановлением Минтруда России от 30.06.2003 № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры". В соответствии с п. 2 данного нормативного акта педагогическая работа в одной и той же ОО сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы не является совместительством и ее выполнение с согласия работодателя возможно в основное рабочее время. При этом ограничений максимально возможной нагрузки верхним пределом не установлено. Таким образом, действующее законодательство позволяет учителям набирать нагрузку по 1,5–2 ставки. Очевидно, что каким бы профессионалом ни был учитель, при подобной нагрузке говорить о высоком качестве преподавания сложно. Хорошо, если учитель ведет уроки в одной параллели, например, только в пятых классах, – при таком условии еще можно давать качественные уроки. Но зачастую учитель вынужден преподавать сразу в нескольких параллелях, а это огромный объем работы, – ведь к урокам надо тщательно готовиться! В итоге многие учителя не справляются: преподают слабо, а устают сильно. Внимание Сейчас в системе образования проводятся реформы, призванные освободить учителя от погони за "часами". Введение новой системы оплаты труда, включающей в себя базовый оклад плюс стимулирующие выплаты, позволяет уйти от неэффективной уравниловки, заложенной в ЕТС, и закрепить зависимость размера оплаты труда от качества работы учителя. Основное требование, которое должно быть выполнено при переходе на новую систему оплаты труда: размер заработной платы конкретного учителя (без учета стимулирующих выплат) при выполнении того же объема работы (18 ч в неделю) не должен уменьшиться. Имеющиеся на сегодняшний день результаты введения новой системы оплаты труда неоднозначны. Тем не менее, можно отметить тенденцию увеличения доли стимулирующей части оплаты труда учителей и уменьшения нагрузки учителей при сохранении зарплат. Проблема Правда, со стимулирующими выплатами не все так просто: как известно, они должны назначаться за качественные результаты труда, однако критерии качества во многих ОО в настоящее время не объективны. Правительство РФ не раз отмечало, что решить в полной мере задачу стимулирования педагогических работников с учетом результатов их труда удалось не во всех образовательных организациях. Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. Речь идет о таких показателях, как "добросовестное выполнение обязанностей", а также "интенсивность труда" и "качество труда" без указания конкретных измеримых критериев. Важно В целях изменения данной ситуации Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству РФ было поручено не только обеспечить увеличение заработной платы педагогических работников, но и разработать программу совершенствования оплаты их труда, обусловив повышение заработной платы достижением конкретных показателей. Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы (далее – Программа совершенствования системы оплаты труда), предусматривающая: совершенствование системы стимулирующих выплат исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества; введение системы отраслевых показателей эффективности работы; отмену неэффективных стимулирующих выплат; определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок. Кроме того, программа предполагает совершенствование процедуры установления окладов (должностных окладов) и тарифных ставок исходя из более полного учета сложности труда работников на основе актуализации: профессионально-квалификационных требований к работникам; профессиональных квалификационных групп; типовых норм труда; норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами; содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах; рекомендуемых федеральными органами исполнительной власти для подведомственных учреждений минимальных окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Внимание По мнению разработчиков программы, актуализация квалификационных требований и компетенций, организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, должны создать основу для использования принципов эффективного контракта. Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Положениями Программы совершенствования системы оплаты труда установлено, что в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения и размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Важно В связи с изменениями в системе оплаты труда работников государственных (муниципальных) организаций предусмотрена разработка профессиональных стандартов, прежде всего – профессионального стандарта учителя (педагога). Данный стандарт может использоваться: для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности; оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации; планирования карьеры; составления должностных инструкций; разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. В конечном счете, профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и достижению качества образования, а также их ответственность за результаты труда. Некоторые положения Программы совершенствования системы оплаты труда повторены в Плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утв. распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р. Этим же документом определены механизм введения эффективного контракта в общем образовании и порядок внесения изменений в Приказ № 2075. Таким образом, проводимые в сфере образования реформы направлены на исключение ситуации, когда учителю приходится набирать "часы" только ради увеличения оплаты труда. В свете новых требований к качеству обучения такая ситуация не должна устраивать ни образовательную организацию-работодателя, ни учителя, значимая часть заработной платы которого должна состоять из стимулирующих выплат за качество работы.