Воспитателям

Предметно-игровая среда современного детского сада открывает широкие возможности для построения и оптимизации процесса взаимодействия педагога с детьми, благодаря разнообразию своего содержания, ориентированности на удовлетворение интересов и потребностей воспитанников. Педагог может организовать взаимодействие с детьми, вовлекая их в разнообразные виды деятельности (двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, при сохранении приоритета игровой) на основе использования составляющих предметно-игровой среды – игрушек, игрового оборудования и даже предметов мебели. При этом важным является обеспечение постоянной активности детей во всех видах деятельности. Стимулами для этого могут выступать предметы и игрушки группы, как знакомые, так и вновь привнесенные, а также вопросы, восклицания педагога, его собственная вовлеченность в деятельность. В ходе взаимодействия с детьми в предметно-игровой среде педагог может успешно осуществлять интеграцию различных видов деятельности детей. Например, показывая разные способы действий с предметами и игрушками, педагог может вовлекать воспитанников в диалог, развивая при этом коммуникативные способности, может предложить создать дополнительные атрибуты для игр, организуя, таким образом, интеграцию коммуникативной, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Предметно-игровая среда позволяет оптимизировать взаимодействие в системе "воспитатель – ребенок – родители". Ребенок может рассказать родителям о своих любимых игрушках в детском саду, пригласить маму или папу в группу и показать их, разные способы действий с ними, а также любимые места в групповом пространстве, в том числе модернизированые в совместной деятельности с педагогом. Составляющие предметно-игровой среды могут выступать стимулами для организации содержательного, непринужденного общения детей, родителей и педагогов, предполагающие их активное включение в совместную деятельность на основе составляющих предметно-игровой среды. Это достигается доступностью самих предметов и игрушек, их простотой в использовании, возможностями удовлетворять интересы дошкольников и запросы взрослых в развитии и воспитании детей. Педагогу важно помнить, что предметно-игровая среда группы – это помощник в укреплении положительных контактов с детьми и их родителями, и продуктивно использовать ее возможности в повседневной воспитательно-образовательной работе. О наличии ситуаций сотрудничества педагогов с детьми в предметно-игровой среде дошкольного образовательного учреждения поможет узнать специально разработанная анкета.
С 2005 г. единых систем оплаты труда работников образования не существует. Регулирование вопросов оплаты труда работников учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, а учреждений, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления. Следовательно, какие-либо преимущества в оплате труда для воспитателя, работающего в группе, в которой воспитывается ребенок-инвалид, могут предусматриваться региональными или муниципальными нормативными правовыми актами. Кроме того, вопросы оплаты труда в указанном случае могут регулироваться коллективным договором. Экспертная группа Электронной системы "Образование"
В соответствии с п. 3.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 (далее – Положение), перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются. В исключительных случаях, согласно п. 3.3 Положения, в образовательном учреждении с круглосуточным пребыванием воспитанников (школы-интернаты, детские дома, пришкольные интернаты), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность, прерывающая рабочее время отдельных работников в течение рабочего дня (смены), с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или по согласованию с ним могут вводиться более длительные перерывы для отдыха и приема пищи, превышающие два часа, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени (без учета перерывов) не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такой режим рабочего времени считается неудобным и должен соответствующим образом компенсироваться. В частности, согласно п. 1.7 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" женщинам, работающим в сельской местности за разделение рабочего дня на части с перерывом более двух часов установлена оплата в размере, повышенном на 30%. Если администрация образовательного учреждения не может компенсировать работникам неудобный режим рабочего времени, то она не должна применять порядок разделения на части рабочего дня с перерывом более двух часов подряд, в связи с чем при составлении графиков работы и расписаний целесообразно (например, воспитателям) устанавливать смены разной продолжительности и вводить суммированный учет рабочего времени. Экспертная группа Электронной системы "Образования"
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Воспитанники дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) приобщаются к этому виду искусства, как правило, посредством спектаклей-сказок, праздников, кукольных представлений, организуемых педагогами. Учитывая то, что педагоги не являются профессионалами в сфере постановки детских спектаклей и праздников, им приходится самостоятельно овладевать режиссерскими компетенциями – теоретическими знаниями и практическими умениями в области драматургии, режиссерского замысла, принципов организации репетиционной работы. Организуя театрализованную деятельность в ДОУ, воспитатель выполняет педагогическую, организаторскую и художественно-постановочную функции постановщика спектакля. Репертуарная палитра театрализованной деятельности в ДОУ соответственно должна быть детской. Драматургическим материалом могут служить сказка, отрывки из пьес детских писателей, сценарий по произведениям детской литературы, представленный в сборниках или периодической педагогической печати, самостоятельно разработанная инсценировка. Функции воспитателя-режиссера по организации театрализованной деятельности распределяются в следующей последовательности: педагогическая; организаторская; художественно-постановочная. Процесс постановки спектакля рассматривается как педагогически целенаправленная организация театрализованной деятельности дошкольников, которая обеспечивает их социальное, интеллектуальное и эстетическое развитие. Подготовка любого театрального действия с детьми предусматривает обеспечение определенных компонентов и выразительных средств, имеет четкий план и включает несколько этапов режиссерско-педагогической работы педагога. В процессе репетиций выполняется важная педагогическая работа по воспитанию дошкольников посредством коллективной творческой деятельности. Таким образом, работа педагога с детьми должна исходить из понятия триединства позиций театрализованной деятельности: игровой, художественной и коллективной. Обязательным условием успешности организации театрализованной деятельности в ДОУ является педагогическая оценка развития у дошкольников навыков театрализованной деятельности, а также участие и отношение к этому процессу родителей воспитанников, выяснить которое поможет анкетирование. Внимание При организации театрализованной деятельности (постановки спектакля) с дошкольниками следует соблюдать следующие принципы: плановость и учет режимного процесса ДОУ; соответствие постановки возрасту воспитанников; адекватность постановочных задач условиям ДОУ; доступность драматургического постановочного материала детям дошкольного возраста; полный охват всех воспитанников группы участием в подготовке спектакля; переменность позиций участников спектакля, выступающих в качестве зрителей и исполнителей роли; последовательность от простого к сложному; организация театрального пространства для репетиций (сцена – зрительный зал); непрерывность организационно-репетиционного педагогического процесса; этюдно-игровая организация репетиций.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет ряд компетенций образовательной организации в установленной сфере деятельности, среди которых разработка и принятие внутренних локальных нормативных актов. На необходимость разработки и ведения воспитателями календарного плана работы указывает приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988 № 41 "О документации детских дошкольных учреждений", согласно которому в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях установлена следующая педагогическая документация для воспитателей — план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению и ежедневное ведение табеля посещаемости детей. При этом планирование своей работы воспитатели ведут в произвольной форме. Кроме того, разработка плана воспитательной работы с группой воспитанников включена в перечень должностных обязанностей в должностной инструкции воспитателя. Планирование – заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Календарный план – это проектный документ, который определяет последовательность и сроки выполнения запланированных видов деятельности, проводимых конкретным воспитателем в течение дня, недели, месяца и др. Данный план разрабатывается на основании основной образовательной программы дошкольного образования, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, непрерывности педагогического процесса в течение дня и др. Как уже отмечалось выше, календарный план ведется в свободной форме, т.к. нет документа, ее регламентирующего. Поэтому педагогический коллектив дошкольной образовательной организации вправе сам выбирать или разрабатывать форму ведения календарных планов.
В соответствии с п. 3 приложения к приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее – приказ Минобрнауки России № 2075) для воспитателей детских садов установлена не продолжительность рабочего времени за должностной оклад, а норма часов педагогической работы за ставку заработной платы (25, 30 или 36 ч в неделю), которая зависит от контингента воспитанников. Так, норма часов педагогической работы 25 ч в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, работающим непосредственно в группах с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; 30 ч в неделю – в группах для детей с туберкулезной интоксикацией; 36 ч в неделю – в группах общеразвивающей направленности. Важно Перечисленные нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы фактически соответствуют продолжительности рабочего времени воспитателя, если он трудится только 25, 30 или 36 ч в неделю. На основании указанных норм часов рассчитывается заработная плата воспитателя в зависимости от фактического объема педагогической работы и размера установленной ставки заработной платы. Согласно подп. "з" п. 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" работа педагогических работников в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении (в т. ч. в дошкольном образовательном учреждении, в дошкольных группах общеобразовательного учреждения) сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы не считается совместительством и не требует заключения трудового договора. Оформление педагогической работы, выполняемой воспитателем сверх установленной нормы (в течение 24 ч в неделю или другого времени с учетом режима работы группы), осуществляется путем внесения в трудовой договор работника сведений об общем объеме его педагогической работы, если одновременно при заключении трудового договора с воспитателем решается вопрос о его работе сверх установленной нормы. Если вопрос о педагогической работе воспитателя сверх установленной нормы с его согласия возникает после заключения трудового договора, то оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору. В дополнительном соглашении необходимо указать: дополнительное количество часов педагогической работы, выполняемой на постоянной основе; условия оплаты труда за дополнительную работу; период, в течение которого воспитатель будет работать сверх нормы. Внимание Следует отметить, что ограничений для выполнения педагогической работы сверх нормы не установлено. Это позволяет при дефиците педагогических кадров обеспечивать постоянную работу воспитателей с их согласия в течение необходимого количества времени с соответствующей оплатой за все часы педагогической работы. Оплата педагогической работы сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, выполняемой с согласия воспитателя постоянно (либо на протяжении определенного периода в связи с заменой другого педагога), производится пропорционально количеству часов педагогической работы в одинарном размере из расчета установленной для него ставки заработной платы (п. 3 примечания в приложении к приказу Минобрнауки России № 2075). Размер заработной платы воспитателя в месяц определяется путем умножения размера установленной ему ставки заработной платы на фактическое количество часов педагогической работы в неделю и деления полученного результата на норму часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы. Исключением являются случаи привлечения воспитателей к продолжению работы в этой же должности по инициативе работодателя при неявке сменяющего работника или родителей воспитанников, которая рассматривается как сверхурочная работа и компенсируется в порядке, предусмотренном ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ). Следует отметить, что сверхурочная работа постоянной быть не может, поскольку трудовым законодательством предусмотрены существенные ограничения по применению сверхурочных работ. Привлечение к сверхурочным работам допускается только в случаях, установленных ТК РФ, а их продолжительность не должна превышать для каждого работника 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год. При регулировании рабочего времени воспитателей детских садов следует также руководствоваться п. 8.2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха), утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69, согласно которому в дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при пятидневной рабочей неделе режим работы воспитателей составляет 60 ч в неделю. Если при указанном режиме работы на каждую группу общеразвивающей направленности предусматривается по два воспитателя, то при 36-часовой норме часов педагогической работы за ставку заработной платы у каждого воспитателя образуется недоработка по 6 ч в неделю, которые могут быть отработаны путем: 1) одновременной (совместной) ежедневной работы двух воспитателей (к примеру, в обеденное время до сна); 2) замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих по болезни и другим причинам педагогов (при суммированном учете рабочего времени); 3) выполнения в течение этого времени работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка детского сада и иными локальными актами. В случаях, когда при 12-часовом режиме работы дошкольного учреждения (одной или нескольких групп) в течение пяти дней в неделю в группе занят один воспитатель (с его согласия), продолжительность его рабочего времени в общей сложности составляет 60 ч педагогической работы в неделю с соответствующей оплатой труда сверх 36 ч в неделю (т. е. за 24 ч в неделю) в одинарном размере из установленной воспитателю ставки заработной платы.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь – визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, в связи с этим одно из ведущих направлений деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в ДОУ. Именно поэтому к речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней. Так, к компонентам профессиональной речи педагога относятся: качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации. Среди требований к речи педагога можно выделить культурные и методические требования, которые заключаются: в строгом соответствии содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владении педагогом методическим мастерством, знании приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умении их применять во всех случаях общения с воспитанниками и др. Также среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления; логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи; чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование "слов-паразитов", диалектных и жаргонных слов; выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора; богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса воспитанников, но и помогает сформировать у них навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи; уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" ) педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в т . ч . в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Что касается оказания платных образовательных услуг самой образовательной организацией (далее – ОО), в которой трудится работник, то согласно ч. 1 ст. 101 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями. Закон содержит ограничения оказания платных образовательных услуг – они не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Другими словами, конфликт интересов, указанный в ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", может возникнуть в случае оказания платных образовательных услуг педагогическим работником ОО вне рамок его трудовой деятельности по трудовому договору в данной организации. Оказание же платных образовательных услуг педагогическим работником в рамках трудового договора относится к осуществлению ОО деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц и регулируется нормами Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ). Воспитатель дошкольной образовательной организации имеет право работать в качестве педагога дополнительного образования при условии соблюдения требований к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Для старшего педагога дополнительного образования обязательны высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее двух лет (Квалификационные характеристики должностей работников образования, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н). Объем учебной нагрузки закреплен в трудовом договоре педагогического работника и устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в ОО. Увеличение установленного в трудовом договоре объема учебной нагрузки за счет дополнительной педагогической работы возможно по взаимному согласию сторон и оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору работника и соответствующим приказом руководителя ОО. При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ).
В соответствии с Квалификационными характеристиками должностей работников образования, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее – Квалификационные характеристики), к должности методиста предъявляются требования о наличии высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее двух лет. В определенных случаях при решении работодателем вопросов комплектования кадров допускается прием на работу лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям Квалификационных характеристик, для чего применяются особые нормы, содержащиеся в разделе Квалификационных характеристик "Общие положения" Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 . Так, п. 10 раздела "Общие положения" предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения , могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Экспертная группа Электронной системы "Образование"
Согласно ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством РФ. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 (далее – Номенклатура должностей). В Номенклатуре должностей отсутствует должность младшего воспитателя. Следовательно, данная должность не является педагогической. В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования") (далее – ЕКС), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, должность младшего воспитателя отнесена к должностям учебно-вспомогательного персонала. Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие учебно-вспомогательных должностей имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. В соответствии с ЕКС предъявляются следующие требования к квалификации по должности младшего воспитателя: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы. Таким образом, для младшего воспитателя не обязательно иметь педагогическое образование. Для занятия должности младшего воспитателя достаточно наличия среднего профессионального образования, независимо от направления подготовки.
В соответствии с п. 3 приложения к приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее – Приказ) воспитателям дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) устанавливаются нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, соответствующие 36 или 25 ч педагогической работы в неделю в зависимости от вида ДОУ. Установление работникам не должностных окладов, а ставок заработной платы за определенную норму часов педагогической работы означает, что размеры этих ставок являются расчетными величинами при определении их месячной заработной платы в зависимости от фактического объема педагогической работы. В соответствии с примечанием 3 приложения к Приказу установлено, что за педагогическую работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере. Таким образом, если выполнение педагогической работы сверх установленной нормы осуществляется по инициативе самого работника, то такая работа сверхурочной не считается. Если работодатель привлекает воспитателя для продолжения работы при неявке сменяющего работника (т. е. в случаях, когда работа не допускает перерыва) или при неявке родителей, то такая работа является сверхурочной и оплачивается следующим образом: за первые 2 ч – не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год. Установлено также, что работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Профессиональным стандартом педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утв. приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544 (применяется с 01.01.2015), установлены следующие требования к образованию и обучению воспитателя (учителя): высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Профессиональным стандартом предусмотрена переподготовка только в том случае, если образование получено в области преподаваемого предмета. Пример Работник, который имеет квалификацию "математик" по направлению подготовки "Физико-математические науки", может работать учителем математики при условии последующей профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности. В случае, если образование получено по направлению подготовки "Образование и педагогика", переподготовка таких работников для занятия должности не требуется. В соответствии с Перечнем направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утв. приказом Минобрнауки России от 12.01.2005 № 4, квалификации учителей-предметников входят в направление подготовки "Образование и педагогика". Так, в направление подготовки "Образование и педагогика" входят следующие квалификации: учитель химии; учитель биологии; учитель географии; учитель безопасности жизнедеятельности; учитель математики; учитель информатики; учитель физики; учитель родного языка и литературы; учитель иностранного языка; учитель истории; учитель права; учитель культурологи; учитель технологии и предпринимательства; учитель музыки; учитель начальных классов и др. Следовательно, работники с квалификацией учителей-предметников могут занимать должность воспитателя без получения дополнительного образования.
Согласно ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Согласно п. 1.4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 (далее – Положение), для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения (далее – ОУ) обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с учащимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении. Согласно п. 1.2 Положения режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников ОУ, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности ОУ (круглосуточное пребывание учащихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка ОУ, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в т. ч. Положением. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) самостоятельно устанавливает в локальных актах режим питания воспитателей в зависимости от режима деятельности ДОУ. Оплата питания сотрудниками также определяется ДОУ самостоятельно в соответствии с возможностями предоставления компенсации за такое питание, что также должно быть отражено в локальных актах учреждения.
Работникам, которые продолжают трудиться в реорганизованной организации, ранее не использованные отпуска предоставляются в общем порядке в соответствии с очередностью, установленной у работодателя (ст. 122, 123 Трудового кодекса РФ). Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, в структуру которых входят дошкольные группы, должна определяться в соответствии с п. 1 приложения к постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" (далее – Постановление № 724) с учетом примечаний к этому приложению. Так, если для всех категорий педагогических работников общеобразовательных учреждений продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней, то в соответствии с п. 3 примечания к приложению Постановления № 724 воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня. Что касается продолжительности отпусков руководителей структурных подразделений общеобразовательных учреждений и их заместителей, то в п. 1 примечания к приложению Постановления № 724 предусмотрено, что ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется им в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой. К таким работникам относятся, например, заместители руководителя по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, методической (научно-методической) работе. Экспертная группа Электронной системы "Образование"
До недавнего времени оплата труда педагогических работников осуществлялась в соответствии с разрядами Единой тарифной сетки (ЕТС), уравнивающей всех в невысоких зарплатах. Такая система вынуждала учителей, для того чтобы хоть как-то заработать, брать дополнительную нагрузку – "часы". К сведению Действующее на данный момент законодательство ограничивает возможную нагрузку учителя верхним пределом только при работе по совместительству. Так, в соответствии со ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ для педагогических работников образовательных организаций (далее – ОО) устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее – Приказ № 2075) для определенных категорий работников установлена продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы (например, 36 ч в неделю для педагогов-психологов, социальных педагогов, старших воспитателей дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) и др.) или норма часов педагогической работы за ставку заработной платы (например, 20 ч в неделю – учителям-дефектологам, 36 ч в неделю – воспитателям ДОО и др.). В то же время для некоторых категорий педагогических работников, к которым относятся и учителя общеобразовательных организаций, указанным приказом установлена лишь нормируемая часть педагогической работы, а именно: норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы. Для учителя такая норма составляет 18 ч в неделю. Иными словами, продолжительность рабочего времени учителя включает в себя преподавательскую работу (нормируемая часть), а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками и особенностями режима рабочего времени педагогических работников. Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую деятельность, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов и регулируется графиками и планами работы, в т. ч. личными планами работников. К сведению Рабочее время педагогических работников регламентируется также постановлением Минтруда России от 30.06.2003 № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры". В соответствии с п. 2 данного нормативного акта педагогическая работа в одной и той же ОО сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы не является совместительством и ее выполнение с согласия работодателя возможно в основное рабочее время. При этом ограничений максимально возможной нагрузки верхним пределом не установлено. Таким образом, действующее законодательство позволяет учителям набирать нагрузку по 1,5–2 ставки. Очевидно, что каким бы профессионалом ни был учитель, при подобной нагрузке говорить о высоком качестве преподавания сложно. Хорошо, если учитель ведет уроки в одной параллели, например, только в пятых классах, – при таком условии еще можно давать качественные уроки. Но зачастую учитель вынужден преподавать сразу в нескольких параллелях, а это огромный объем работы, – ведь к урокам надо тщательно готовиться! В итоге многие учителя не справляются: преподают слабо, а устают сильно. Внимание Сейчас в системе образования проводятся реформы, призванные освободить учителя от погони за "часами". Введение новой системы оплаты труда, включающей в себя базовый оклад плюс стимулирующие выплаты, позволяет уйти от неэффективной уравниловки, заложенной в ЕТС, и закрепить зависимость размера оплаты труда от качества работы учителя. Основное требование, которое должно быть выполнено при переходе на новую систему оплаты труда: размер заработной платы конкретного учителя (без учета стимулирующих выплат) при выполнении того же объема работы (18 ч в неделю) не должен уменьшиться. Имеющиеся на сегодняшний день результаты введения новой системы оплаты труда неоднозначны. Тем не менее, можно отметить тенденцию увеличения доли стимулирующей части оплаты труда учителей и уменьшения нагрузки учителей при сохранении зарплат. Проблема Правда, со стимулирующими выплатами не все так просто: как известно, они должны назначаться за качественные результаты труда, однако критерии качества во многих ОО в настоящее время не объективны. Правительство РФ не раз отмечало, что решить в полной мере задачу стимулирования педагогических работников с учетом результатов их труда удалось не во всех образовательных организациях. Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. Речь идет о таких показателях, как "добросовестное выполнение обязанностей", а также "интенсивность труда" и "качество труда" без указания конкретных измеримых критериев. Важно В целях изменения данной ситуации Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству РФ было поручено не только обеспечить увеличение заработной платы педагогических работников, но и разработать программу совершенствования оплаты их труда, обусловив повышение заработной платы достижением конкретных показателей. Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы (далее – Программа совершенствования системы оплаты труда), предусматривающая: совершенствование системы стимулирующих выплат исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества; введение системы отраслевых показателей эффективности работы; отмену неэффективных стимулирующих выплат; определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок. Кроме того, программа предполагает совершенствование процедуры установления окладов (должностных окладов) и тарифных ставок исходя из более полного учета сложности труда работников на основе актуализации: профессионально-квалификационных требований к работникам; профессиональных квалификационных групп; типовых норм труда; норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами; содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах; рекомендуемых федеральными органами исполнительной власти для подведомственных учреждений минимальных окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Внимание По мнению разработчиков программы, актуализация квалификационных требований и компетенций, организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, должны создать основу для использования принципов эффективного контракта. Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Положениями Программы совершенствования системы оплаты труда установлено, что в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения и размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Важно В связи с изменениями в системе оплаты труда работников государственных (муниципальных) организаций предусмотрена разработка профессиональных стандартов, прежде всего – профессионального стандарта учителя (педагога). Данный стандарт может использоваться: для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности; оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации; планирования карьеры; составления должностных инструкций; разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. В конечном счете, профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и достижению качества образования, а также их ответственность за результаты труда. Некоторые положения Программы совершенствования системы оплаты труда повторены в Плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утв. распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р. Этим же документом определены механизм введения эффективного контракта в общем образовании и порядок внесения изменений в Приказ № 2075. Таким образом, проводимые в сфере образования реформы направлены на исключение ситуации, когда учителю приходится набирать "часы" только ради увеличения оплаты труда. В свете новых требований к качеству обучения такая ситуация не должна устраивать ни образовательную организацию-работодателя, ни учителя, значимая часть заработной платы которого должна состоять из стимулирующих выплат за качество работы.
В соответствии с методическими рекомендациями по закаливанию детей в дошкольных учреждениях № 11-49/6-29 от 16.06.1980, утв. начальником Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям, воспитатель принимает непосредственное участие в проведении закаливающих процедур совместно с врачом, медицинской сестрой и другими педагогами дошкольной образовательной организации. Так, руководствуясь назначениями врача, воспитатели осуществляют весь комплекс мероприятий по закаливанию воспитанников в своей группе. Помощь им в этом оказывает помощник воспитателя. Кроме того, воспитатели продумывают организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур, следят за самочувствием детей, соответствием их одежды температуре воздуха групповой комнаты и улицы, а также ведут учет проведения специальных закаливающих процедур, отмечая в табеле, кто из детей их получил и в какой дозировке. Особое внимание воспитатель уделяет воспитанникам, которые по какой-либо причине, в том числе по болезни, определенное время не посещали ДОО. С учетом медицинских показаний закаливающие процедуры с такими детьми могут вновь проводиться, начиная с небольшой дозировки. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Учитывая это, задача педагогов состоит в том, чтобы способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), формированию положительного отношения к закаливающим процедурам. Что входит в содержание физического развития, одного из направлений развития и образования детей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Зима прекрасное время для веселых подвижных игр на свежем морозном воздухе, к которым относится и катание со снежных (ледяных) горок. Можно получить большое удовольствие от этого развлекательного вида отдыха, необходимо лишь соблюдать определенные правила и требования. 1. Требования безопасности к снежной (ледяной) горке 1.1. Форма спуска (желоба) снежной (ледяной) горки должна быть вогнутой, с краями высотой не менее 10-и сантиметров. 1.2. Длина спуска (желоба) снежной (ледяной) горки должна быть в соотношении 1:6 (т.е. если при высоте снежной (ледяной) горки 1 метр длина спуска не менее 6 метров) 1.3. Сторона подъема не снежную (ледяную горку) должна быть некрутой, в ней должны быть вырублены ступени не более 20 сантиметров в высоту и не менее 20 сантиметров в глубину. 1.4. Вершина снежной (ледяной) горки должна быть оборудована защитными перилами (барьерами) высотой не менее 40 сантиметров, препятствующими падению. 1.5. Перед катанием внимательно осмотреть: на снежной (ледяной) горке вдоль спуска не должно быть острых кусков льда, травмоопасных и посторонних предметов. 2. Правила безопасности перед катанием со снежной (ледяной) горки Зимние игры не обходятся без падений, поэтому, необходимо научить правильно падать. 2.1. Падать желательно на бок с перекатом на спину (падая на бок, на спину – подбородок нужно прижать к груди, чтобы сохранить голову). 2.2. При падении вперед, голову нужно, наоборот максимально откинуть назад, чтобы уберечь лицо от травм (руки можно выставлять вперед, но, не сильно напрягая, чтобы сохранить запястья). 2.3. Желательно «потренироваться в падениях» в неглубокий снег и дать домашнее задание потренироваться дома, на диванных подушках или мягких ковриках, чтобы на улицу выйти подготовленным. 3. Правила безопасности во время катания со снежной (ледяной) горки 3.1. Подниматься на снежную (ледяную) горку только в месте подъема, оборудованном ступенями, запрещается влезать на горку там, где на встречу скатываются другие, может произойти несчастный случай. 3.2. Во время нахождения детей на вершине снежной (ледяной) горки необходимо следить за дисциплиной, объяснить учащимся (воспитанникам), что толчки, подножки и т.п. действия в этом месте особенно травмоопасны и совершенно неприемлемы. 3.3. Во время катания, чтобы не произошло столкновение во время спуска со снежной (ледяной) горки учитель (воспитатель) должен контролировать расстояние (интервал) между скатывающимися, оно должно быть не менее 1 метра. 3.4. Со снежной (ледяной) горки нельзя скатываться лежа на животе, лицом вперед, либо сидя спиной вперед. 3.5. Чтобы не намокала одежда — при катании с горки следует использовать небольшие куски картона, пластика (без острых краев, желательно круглой или овальной формы). 3.6. Всегда найдутся дети обгоняющие своих сверстников в физическом развитии которые будут кататься и с разбега и на ногах; с такими необходимо быть особенно внимательными, объяснять, что это опасно, в крайнем случае, можно разрешить кататься на корточках и страхуя момент скатывания, находясь около спуска (желоба) горки. 4. Правила безопасности в аварийных ситуациях 4.1. При получении учащимся (воспитанником) травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации, при необходимости отправить его в лечебное учреждение. 4.2. При нарушении или несоответствии снежной (ледяной) горки необходимым требованиям или неподходящим погодным условиям отменить или прекратить катание. 4.3. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, немедленно прекратить занятие. 5. Правила безопасности после катания со снежной (ледяной) горки 5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся (воспитанников). 5.2. Сменить намокшую одежду или полностью переодеться. 5.3. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Для воспитателя организация самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста – одна из самых сложных задач. Такая деятельность возникает по инициативе воспитанников, без участия взрослого или при незначительной помощи педагога. В основе самостоятельной музыкальной деятельности ребенка лежит побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой, а также желание самовыразиться, самореализоваться через взаимодействие с музыкальным искусством. Для появления самостоятельной музыкальной деятельности у дошкольников необходим опыт общения с музыкой (накопленные эмоции, чувства, образы) и музыкальной деятельности (совокупность умений восприятия музыки и умений исполнительства (пение, музыкально-ритмические умения, умения игры на детских музыкальных инструментах)). Кроме того, для организации педагогом самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников необходимо соблюдение ряда условий.
Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть